Дискуссия «Древние монашеские традиции в условиях современности» в преддверии XXVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась 21 января в Святодуховском центре. Обсуждение возглавил благочинный монастырей и монастырских подворий Санкт-Петербургской епархии, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.
В «круглом столе» приняли участие настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), насельники Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни иеромонахи Филарет (Коноплев) и Авель (Филипенко), братия Александро-Невской лавры, насельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Поводом для обсуждения особенностей и характерных трудностей, связанных с молодым поколением монашествующих, стала тема Рождественских чтений этого года — «Молодежь: свобода и ответственность».
Епископ Назарий определил повестку «круглого стола»: основные характеристики «молодого монашества», проблема ответственности в воспитании молодых послушников, важность приобретения благих навыков в первые годы жизни в обители, внутренние и внешние трудности, с которыми встречается новоначальный послушник, польза и вред современных технологий в монашеской жизни.
Владыка Назарий отметил, что в современных городских монастырях трудно реализовать многие положения древних уставов. Он предложил сравнить наиболее известные монастырские уставы, отметив пункты, которые устарели и представляют лишь исторический интерес.
«Естественно, основы монашества должны быть незыблемы, это догматика монашеского устроения, наш стержень и опора. Но, к сожалению, если исходить из реального положения дел, две трети приходящих в современные монастыри не способны реализовать в своем служении все те уставные требования, которые перешли к нам из древних монастырей. Если ответить на вопрос, от чего отрекается современный молодой послушник, придя в монастырь, могу сказать, что, на мой взгляд, ни от чего. Все, что у него было в миру, он и приносит в монастырь. И тогда братия сталкивается с очередными трудностями мирского влияния, а иногда и подпадает под него. Именно источник будущего монашества является одной из основных проблем, связанных с современными монастырями. С одной стороны, наблюдается нехватка желающих посвятить свою жизнь Богу в монастыре, а с другой стороны, из-за угрозы, приходящей к нам из мира, стирающей грани, я беспокоюсь за тех, кто уже выбрал для себя монашеский путь», — сказал владыка наместник.
Среди проблем современного монашества епископ Назарий выделил искушения современными технологиями. Наместник отметил, что любое изобретение можно научиться использовать во благо, в том числе и в монашеской жизни, но для этого необходим духовный опыт. Молодые послушники не лишаются ни свободы, ни ответственности за свои поступки. По словам наместника, человек, решивший уйти в монастырь, должен свободно выбрать то, что приведет его к спасению. Но если душевное устроение человека продолжает быть светским, на путь спасения души встать не получится даже в стенах обители.
С докладом об особенностях жизни современного женского монастыря выступила игумения Илариона. Среди первоначальных трудностей молодых послушниц матушка Илариона выделила психологические аспекты, связанные с отказом от мира, освоение навыка послушания.
«Если говорить о молодом поколении послушниц, то, к сожалению, нужно констатировать, что оно страдает бессилием как физическим, так и духовным. Чтобы молодого человека настроить на работу духа и тела, нужно приложить массу усилий и времени, несмотря на его способности и желание. Размышляя о том, почему в монастырь не стремятся прийти молодые люди, а также о проблеме «вымирания» монастырей, я сравнила нынешний период с периодом расцвета женского монашества в России, который наблюдался в XIX веке. Средний возраст молодых послушниц был двадцать лет, среди них были представительницы различных сословий. Социальная деятельность Церкви сейчас ориентирована на неблагополучные категории населения, которые в основном и дают приток послушников. Трудности подобных социальных слоев населения формируют проблемы современных монастырей. В воскресных школах почти не ведут беседы о монастырях, идеалы монашества уходят из церковного сознания, практически нет благочестивых прихожан, которые решают уйти в монастырь», — сказала матушка Илариона.
В ходе дискуссии шла речь о налаживании взаимоотношений между монастырями и приходами, о важности повышения уровня знаний мирян об основах духовной жизни, о привлечении в качестве учителей и наставников на приходах насельников и насельниц монастырей. Епископ Назарий предложил ввести среднюю ступень духовного образования, которая была бы продолжением обучения в воскресной школе и предшествовала поступлению в духовные семинарии и академии. Также наместник поделился опытом создания образовательных курсов с начальным изучением дисциплин, входящих в программу первых классов семинарии, на базе Александро-Невской лавры.
ИА «Вода живая»,
21.01.19