Круглый стол «Древние монашеские традиции в современных условиях» в рамках Межрегиональных Рождественских (Знаменских) образовательных чтений прошел 17 декабря в Александро-Невской Лавре под председательством наместника монастыря, благочинного монастырского благочиния Санкт-Петербургской епархии, епископа Кронштадтского Назария.
В круглом столе приняли участие братия Лавры, насельники и насельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря, Константино-Еленинского монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, Тихвинского Введенского монастыря, Александро-Свирского монастыря, а также священник храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в пос. Кузьмоловский (Выборгская епархия) иерей Вадим Антоненко.
Перед началом заседания владыка Назарий сообщил о том, что по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в пределах митрополии будет образован монашеский Совет и он назначен временно исполняющим обязанности председателя этой структуры. Также он заявил подготовке информации для соответствующего раздела на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству, посвященного монастырям Санкт-Петербургской митрополии, и призвал всех участников оказать в этом деле необходимую помощь.
Затем владыка озвучил темы, предложенные для обсуждения в рамках подготовки к круглому столу. Были затронуты вопросы повседневной жизни монастырей: различия во внутренних уставах, административное управление, проблемы духовного руководства, увеличения числа насельников, устроения скитов, монашеского облачения и многое другое.
Прозвучало три доклада. Монахиня Мария, настоятельница Свято-Троицкого Линтульского подворья Константино-Еленинского монастыря прочитала доклад игумении Иларионы (Феоктистовой) «Раскрытие смысла монастырской жизни через различные образы в «Лествице» прп. Иоанна Синаита», где рассматривалось 14 образов монастырей (монастырь – воинство, монастырь – лечебница, монастырь – темница, монастырь – корабль, монастырь – семья и др.). По мнению матушки Иларионы, наиболее часто встречающимся образом монастыря в «Лествице» является воинство. В этом образе раскрывается присущая жизни в монастыре дисциплина, единоначалие, послушание и единодушие.
Владыка Назарий отметил, в любом монастыре можно найти признаки нескольких из этих 14 видов, в каждой обители есть элементы одного, другого и третьего, и полезно задуматься, какой образ наиболее близок каждому насельнику.
Иерей Вадим Антоненко представил доклад «Ожидания мирян от общения с монахами», в котором он затронул тему паломничества в монастыри и проблему взаимоотношений монашества и приходского духовенства, а также как паломничество людей в святые обители влияет на их отношение к приходскому духовенству.
Отец Вадим отметил, что зачастую человек духовно незрелый, не знающий что такое настоящая православная жизнь в миру, попав в пространство монастыря, пообщавшись с монахами и приобщившись к монастырским порядкам, может решить, что приходские священники живут менее духовной жизнью и не подходят для духовного руководства. Не осознавая различий между жизнью на приходе и в монастыре, человек доходит даже до осуждения священников.
Подчеркивая исключительное значение монастырей для Церкви и для приходов, как вместилище живой традиции, где люди могут получить опыт жизни по Евангелию, отец Вадим отметил, что для мирянина безусловно полезно ездить в паломничества, однако противостоя искушениям собственной духовной незрелости.
Комментируя выступление отца Вадима, владыка Назарий сказал, что необходима взаимопомощь монастырей и приходов. Надо ценить и поддерживать приходское духовенство, не закрывать грехи, которые ведут к разрушению Церкви, но помогать друг другу. Тогда приходские священники не будут бояться благословлять духовных чад на паломничество в монастыри. Необходимо, чтобы в монастырях объясняли приехавшему паломнику, что не все, что есть в монастыре, возможно на приходе.
Владыка призвал помнить, что мы в одной Церкви, у нас одно Евангелие, которое и должно быть в основе нашей жизни.
Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни иеромонах Филарет (Коноплев) представил доклад «Образовательная деятельность в условиях городского монастыря» на примере православной частной гимназии, действующей в стенах пустыни с 2009 года. Гимназия, действующая как система дополнительного образования, дает монашествующим возможность вести работу в трех направлениях: с детьми, педагогическим составом и родителями. Все участники образовательного процесса вовлекаются в церковную жизнь, нет разрыва между жизнью в семье и жизнью в школе и в Церкви, многие ребята имеют возможность подготовиться к поступлению в семинарию. Монахи, преподающие в гимназии, получают сильный стимул для самообразования, а также для постижения таких специфических дисциплина как возрастная психология, что является дополнительным подспорьем в общении с детьми и их родителями.
Проблема духовного образования стала одной из главных тем обсуждения круглого стола.
Насельник Александро-Невской Лавры и помощник наместника по религиозному образованию и катехизации иеромонах Димитрий (Самойлов) отметил, что воскресные школы не только не дают необходимого для продолжения образования в семинарии уровня, но зачастую ребята, покидая стены воскресной школы, за несколько месяцев забывают то, чему они обучались и многие из них в церковь уже не возвращаются. Необходимо давать им возможность остаться в Церкви, продолжить и углубить свое духовное образование.
Соглашаясь с отцом Димитрием, владыка Назарий отметил, что несмотря на повышающийся процент выбора для изучения модуля «Основы православной культуры» в светских школах, понятие о духовности у людей совершенно неправильные. Многие молодые родители думают, что правила поведения и этикета уже закладывают в ребенка духовные основы и культура поведения равна духовности. С этим нужно решительно бороться.
Образование монашествующих также стало темой оживленного обмена мнениями.
«К нам приходят люди не от сохи, а, так сказать «из-за стола, от ручки с пером», — сказал владыка Назарий. – «Приходят люди с высшим образованием, особенно в городские монастыри, да и паломники в основном интеллигенция. Они ищут и стараются найти, к примеру, на скитах мудрость жизни и ответы на свои вопросы. И очень часто сталкиваются с тем, что «все будет по воле Божией» и все. Монастыри не могут оставаться в стороне от процесса общего повышения образовательного уровня общества», — подчеркнул он.
Отец Димитрий заметил, что хорошо, когда современные монахи – это выпускники семинарии и духовной академии. А как быть с теми, кто принимает постриг уже в возрасте? Они обладают уровнем приходского духовного образования не больше. А именно к монахам в возрасте в основном идут люди, считая их многоопытными и образованными. Они не могут ответить на высоко-философские и богословские вопросы современной паствы. Получается только набор слов уровня «постись, молись». Но ответа по существу нет.
Как в вопросах духовного образования мирян, так и для повышения уровня образования монашествующих была подчеркнута острая нехватка «среднего» звена, своего рода «училища» или «воскресной школы для взрослых», где возможно было бы не только углубить знания, но и подготовиться к поступлению в духовные школы.
Все участники круглого стола согласились, что образование в монастырях очень важно и оно должно иметь систему. Иначе это просто набор знаний. Бессистемное образование не дает возможности учиться самим. Было высказано предложение обсудить практические рекомендации к составлению программ для образования монашествующих.
В заключение, владыка Назарий поблагодарил участников и отметил, что этот первый опыт совместного обсуждения практических и теоретических вопросов жизни монашества не должен пропасть втуне.
«Индифферентность монашеского сословия по отношению к участию в общественных, образовательных и других мероприятиях всем известна. Удручающе мало людей, которые сами проявляют инициативу и откликаются на просьбы игумена и игумении об участии в мероприятиях вне рамок богослужебной занятости», — подчеркнул наместник Александро-Невской Лавры. – «Мы живем в этом мире, в этом мире живут другие люди, и очень важно понимать, что же ожидают люди от нас, от монашества, а что мы ждем от них. Получают ли люди ожидаемое от нас? Жизнь, которая идет вне стен монастыря, все равно, так или иначе, попадает даже в наши кельи. Мы не можем оторваться от нее. Особенно это касается городских монастырей, которых много в нашей епархии, и мы так или иначе с этой внешней жизнью сталкиваемся и должны отвечать на ее вызовы», — заключил он.