На остров Коневец пришло электричество. Там завершается первый этап масштабной реконструкции Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Финансирование реставрационных и строительных работ взяла на себя госкоропорация «Роснефть».
Иеродиакон Диодор на острове уже больше двадцати лет. Советский строй приостановил монашескую жизнь, а сам Коневец стал запретной зоной и военным полигоном по испытанию торпед и морских мин. Священнослужители смогли вернуться сюда только в начале девяностых.
У них там в храме был склад оружия, а здесь склад взрывчатки. То есть сами постройки остались. Ну, и слава Богу. А мы их восстанавливаем, как можем.
иеродиакон Диодор
После того как на острове снова зазвучали молитвы, монахи как могли сохраняли здания обители. Жаловаться здесь не принято, но те события вспоминают как сложное время. Вместе с уходом военных на Коневце не стало и электричества.
Помню, как мы здесь жили. Топили печки, потому что уже не было электричества, свечки там, воду возили из Ладоги.
иеродиакон Диодор
Хотя паломники и сегодня не оставляют Коневец без внимания, здесь верят, что после реконструкции монастыря, их станет значительно больше. А вот к вновь прибывшим монахам теперь будут приглядываться еще внимательнее.
Те кто пришел без комфорта — гораздо надежнее люди. Посмотрим кто теперь — какие будут. Тут же мы загадываем, а Господь устраивает все. Вот он сейчас создаст условия и людей пришлет, скорее всего.
игумен Александр, наместник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря
В первой реставрационной очереди оказался и собор Рождества Богородицы. Работы в верхнем – холодном храме на стадии завершения. Для выполнения альфрейной росписи и монументальной живописи искали лучших мастеров и долговечные краски.
Она проникает в грунт, шпатлевку, штукатурку, и там она костенеет. Со временем и получается настоящая фреска. То есть именно краска со штукатуркой. Поэтому — это крепкая техника.
Галина Майорова, руководитель Царскосельской иконописной мастерской
Все изображения пришлось воссоздавать. Обновлять их было бессмысленно, краска осыпалась при малейшем прикосновении. Некоторые шедевры росписи вовсе утратили. Виной этому ошибка реставраторов, которые работали в соборе в 1940.
При реставрации, например, ликов были применены свинцовые белила, ну тогда никто про это не знал, но эти белила через несколько десятилетий полностью потемнели. Стали абсолютно черными или темно-коричневыми. И реставрации никакой это не подлежало.
Екатерина Грубина, генеральный директор реставрационной компании
Свою часть работ художники намерены завершить уже к середине мая. Дальше они спустятся в нижний храм. К этому времени строители обещают привести в порядок прилегающую территорию, проложить инженерную сеть, отремонтировать гостиницу и возвести новый причал для подхода круизных лайнеров.
Источник: Ленинградская областная телекомпания, 12 апреля 2018 г.