Интервью епископа Кронштадтского Назария главному редактору журнала «История Петербурга»

Интервью епископа Кронштадтского Назария главному редактору журнала «История Петербурга»

С.Н. Полторак: Правда ли, что место, где расположена Александро-Невская лавра, указал сам Петр Великий? С чем был связан такой выбор?

Епископ Кронштадтский Назарий: Документально подтверждено, что Петр Великий выбрал это место для строительства мужского монастыря. В ту пору даже среди приближенных государя существовало ошибочное мнение, что именно здесь одержал свою победу над шведским воинством князь Александр Ярославович, получивший за эту победу прозвище Невский. Вероятно, в заблуждение вводило во многом само место, похожее по описанию на то, где проходило знаменитое сражение. Местность была болотистая, лесистая, а та речка, которую сейчас называют Монастыркой, в прежние времена именовалась Черной. Название связано с тем, что дно у многих речек в этих местах торфянистое и создает впечатление черного.

Дата основания монастыря отсчитывается не от закладки первого строения и даже не от установки креста. На противоположной стороне речки, там, где сейчас Лазаревская церковь, был построен первый деревянный храм. В 1713 г. в праздник Благовещения состоялась первая Литургия. От этой даты мы и ведем отсчет истории монастыря.

Первые строения были очень простыми — одноэтажные глинобитные постройки, не отличавшиеся изысканностью архитектуры. Под одной крышей располагались игуменская, трапезная и братские кельи. Первым каменным строением стала двухэтажная Благовещенская – Александро-Невская церковь. Сейчас этот храм фактически находится «в плену» у музея городской скульптуры и лавре до сих пор не возвращен. Поэтому в лавре до сих пор нет престола во имя святого благоверного князя Александра Невского, и день памяти благоверного князя не является престольным праздником. Мы празднуем его как общемонастырский. В лавре имеются и другие престолы, которые можно было бы, попросив благословения, переосвятить. Но мы надеемся, что с Божией помощью, все же вернем храм святого Александра Невского, который находится на втором этаже Благовещенской церкви. Для нас это очень важно, потому что еще при императоре Петре I в 1724 г. именно в эту церковь были перенесены мощи небесного покровителя Петербурга. И именно здесь позднее святыня была помещена в знаменитую серебряную раку, которая находилась в Александро-Невском храме до постройки Свято-Троицкого собора.

Сейчас Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра фактически располагается в центре Санкт-Петербурга. А в начале ХVIII века монастырь находился почти на окраине. Невского проспекта еще не было, и когда началось его строительство, монахи Александро-Невского монастыря принимали в этом активное участие. Первый Свято-Троицкий собор, строившийся по плану архитектора Т. Швертфегера начал из-за неправильной планировки разрушаться, монахи разобрали его и все камни использовали для строительства Невской першпективы.

Многие ошибочно считают, что Невский проспект назван в честь реки Невы. На самом же деле проспект назван в честь святого Александра Невского. Вероятно, в этом есть Божий промысел, потому что шумный мегаполис, в который превратился Санкт-Петербург, не может быть без духовного центра.

Александро-Невская лавра имеет уникальную особенность. Как правило, монастыри возникали благодаря тому, что какой-либо подвижник уединялся вдали от людей для молитв и вокруг него постепенно собирались единомышленники. Постепенно рядом с такой монашеской общиной образовывалось поселение, селились крестьяне и ремесленники. Поэтому монастыри имели также градообразующее значение. В нашем случае все складывалось по-другому. Монастырь был заложен волею государя Петра I и стал центром духовной жизни столицы.

Невская обитель строилась по строгому плану. Поскольку среди архитекторов и строителей было много католиков и протестантов, в строительстве были допущены ошибки, которые не могли ускользнуть от глаз православных людей. Например, вход в главный собор в первоначальном проекте Швертфегера был с восточной стороны – от Невы. Эстетически это было красиво, но с православной точки зрения – неприемлемо, поскольку вход в храм должен быть с западной стороны. Возможно еще и поэтому проекту Швертфегера не суждено было осуществиться. Вроде бы мелочь, но в мелочах и раскрывается сущность веры, как и самой жизни.

Православные монастыри всегда отличались от католических. Например, в любом городе, где есть католический монастырь, вход в соборный храм доступен с улицы, чтобы любой человек мог в него беспрепятственно войти и помолиться. Вход же на территорию проживания монахов возможен только по особому благословению настоятеля. Православные монастыри строятся по другому принципу. Чтобы попасть в храм, нужно сначала попасть на территорию обители. Получается, что хотя монашеская жизнь является сокровенной, она одновременно и открытая.

Александро-Невская лавра находится в основании главной магистрали Санкт-Петербурга – Невского проспекта. Невольно возникает мысль о том, что сам город словно произрастает из лавры – этого святого места, где покоятся наши предки.

С.Н. Полторак: Известно, что к императору Павлу I в Александро-Невской лавре очень трепетное отношение. С чем связана такая сердечность?

Епископ Кронштадтский Назарий: Пройдя по территории Александро-Невской лавры, вы наверняка заметите, что у нас встречаются изображения двух императоров и одной императрицы: Петра Великого, Екатерины II и, как вы правильно отметили, Павла I. Император Павел Петрович в 1797 г. даровал монастырю статус лавры — главного столичного монастыря. Этим он отметил вклад обители, как сказали бы сейчас, в подготовку кадров Православной Церкви и в церковное образование. В лавре зародилась знаменитая Славяно-греко-латинская семинария, из которой впоследствии выросли наши духовные школы. Сейчас Санкт-Петербургская духовная академия и семинария занимают отдельные здания на Обводном канале. Здесь же в лавре появилась первая петербургская типография. Т.е. монастырь выполнял образовательную и просветительскую миссию. Благодаря Павлу I наша обитель встала в один ряд с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврами, а в силу нахождения в столице, фактически имела самый высокий статус.

Что касается императрицы Екатерины II, то именно при ней было завершено основное строительство каменных сооружений монастыря. Государыня Екатерина уделяла много внимания благоустройству лавры, передавала ей различные ценности, включая произведения искусства. Например, подаренная ею картина Якоба Йорданса «Оплакивание Христа», хранилась у нас на протяжении 250 лет. В этом году мы передавали ее для временного экспонирования в Эрмитаж, а осенью она отправится на выставку в московский Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

С.Н. Полторак: На территории Александро-Невской лавры покоятся великие люди, среди которых М.В. Ломоносов, А.А. Бетанкур, И.А. Крылов, Ф.И. Стравинский, С.С. Боткин, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, П.И. Чайковский, М.А. Балакирев, Ф.М. Достоевский, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский и другие. Влияет ли соседство с могилами столь выдающихся людей на нынешнюю духовную жизнь монастыря?

Епископ Кронштадтский Назарий: До революции монахи Александро-Невской лавры совершали на монастырских кладбищах панихиды и ухаживали за могилами. Сейчас Лазаревское и Тихвинское кладбища юридически к нам не относятся, хотя формально сохранили принадлежность к некрополям лавры. Очень часто петербуржцы возмущаются, что лавра взимает плату за вход на свои знаменитые кладбища. Должен уточнить, что эти территории относятся к музею городской скульптуры. Именно музей, а не монастырь, продает билеты посетителям. 

Никольское кладбище, к примеру, находится в ведении государственного учреждения ритуальных услуг. Поэтому, чтобы похоронить на нем нашего насельника или даже митрополита, мы спрашиваем разрешение у губернатора Санкт-Петербурга. Когда случилось печальное событие – убийство Галины Старовойтовой – власти без нашего согласия похоронили ее на Никольском кладбище. К нам со стороны православных людей были вопросы: почему мы позволили похоронить ее на этой территории, ведь она не была верующей и враждебно относилась к Церкви. К Галине Старовойтовой мы относимся с состраданием, но решение о захоронении принимали не мы.
Захоронения на территории лавры очень разные. Помимо известных и неизвестных людей, живших в Петербурге до революции, здесь похоронены казаки, которые были расстреляны советскими властями за участие в демонстрации на Невском проспекте в 1918 г. Кроме того, есть так называемая «Коммунистическая площадка», где при советской власти хоронили известных большевиков. Разрешения у монахов на захоронение, естественно, никто не спрашивал, поскольку долгое время монастыря при советской власти и не существовало. За те 23 года, что я пребываю в Александро-Невской лавре, мне неоднократно доводилось предпринимать попытки перенести захоронения с «Коммунистической площадки» в другое место. Но к моим пожеланиям никто не прислушался.

Таким образом, соседство с некрополями влияет на монашескую жизнь, но соседство это не всегда положительное, поскольку часто нас обвиняют в том, что лавра зарабатывает на билетах, хотя на самом деле это не так. Более того, когда к нам в лавру приезжают в гости, мы для них покупаем билеты в кассе музея.

С.Н. Полторак: Архитектура Александро-Невской лавры – явление особенное. Оставляет ли она след в душе прихожан, братии и простых посетителей лавры?

Епископ Кронштадтский Назарий: В строительстве Александро-Невского монастыря принимали участие многие известные архитекторы, среди которых в первую очередь нужно назвать Доменико Трезини и Е.И. Старова. Все они понимали, что создают один из крупнейших духовных центров страны. С самого начала были построены приемная и покои митрополита, где в особых залах осуществлялись торжественные приемы духовных лиц и царственных особ. 

Справедливости ради надо признать, что кроме успехов в области архитектуры строителями были допущены и некоторые просчеты практического характера. Например, итальянец Доменико Трезини, человек южный, мало учитывал то обстоятельство, что строит здания в северной столице. В результате появились большие красивые террасы, которые были совершенно не приспособлены для наших морозов. Ошибку Трезини пришлось исправлять: все террасы были застеклены.

Уже много лет в Александро-Невской лавре ведутся обширные реставрационные работы. Они требуют большого терпения и стремления к сохранению первоначального замысла архитекторов. Между тем, в процессе реставрации мы несколько раз замечали, что и в старые времена среди исполнителей замыслов архитекторов были недобросовестные строители. Старая кирпичная кладка порой была ненадежной, вместо некоторых кирпичей обнаруживалась обычная труха. Так что, так называемые «халтурщики» были и в старые времена. Мы обязательно стремимся сохранить то, что оставили предыдущие поколения зодчих. Например, в братских корпусах сохранилась метлахская плитка конца XIX – начала ХХ вв., по которой ступали ноги тысяч наших предшественников, что имеет большое историческое и духовное значение. Многие ступени стерты самим временем. Я не хочу их менять в знак памяти о тех людях, которые прежде здесь проходили.

С.Н. Полторак: Александро-Невская лавра – крупный духовный центр Петербурга и всей России в самом широком смысле понятия «духовность». Например, именно в стенах Вашей обители происходит торжественное вручение различных премий, которыми совершенно разные люди награждаются за милосердие и душевную щедрость. Что это за люди? Как возникла идея такой церемонии?

Епископ Кронштадтский Назарий: Александро-Невская лавра – это не только духовный, но и культурно-социальный центр. Она открывается для посетителей в 6 часов утра, а закрывается в 11 часов вечера. Мы осуществляем много различных программ на базе духовно-просветительского центра, который располагается в колонном зале Духовского корпуса, работаем с разными фондами, организуем концерты, конференции, встречи, экскурсии. Например, оказываем помощь инвалидам. В частности, для детей-инвалидов проводим Рождественские представления. Благотворительность бывает разной. Это очень широкое понятие. К примеру, мы устраиваем именные выставки талантливых художников, которые в прежние времена по каким-то причинам своих персональных выставок не имели. Случается, что эти художники в знак благодарности передают лавре некоторые свои произведения, которые мы с благодарностью принимаем.

Наш духовно-просветительский центр расположен в здании бывшей Святодуховской церкви, построенной в 1820-1822 гг. архитектором В.П. Петровым. В этом храме отпевали Ф.М. Достоевского, здесь был похоронен генерал-губернатор Петербурга, герой войны 1812 года граф М.А. Милорадович. Особое значение для нас Святодуховский храм имеет еще и потому, что в нем принял монашеский постриг будущий преподобный Серафим Вырицкий, один из самый почитаемых лаврских и петербургских святых. Поэтому мы приняли решение восстановить эту церковь. Сейчас ведутся работы по перемещению духовно-просветительского центра в помещение другой бывшей церкви-усыпальницы в честь преподобного Исидора Пелусиота. Этот храм был освящен в октябре 1891 г. митрополитом Исидором (Никольским) в честь его небесного покровителя. Спустя год после кончины владыка здесь же был погребен. Церковь стала усыпальницей для многих церковных и государственных деятелей. Всего в ней было захоронено 150 человек. К сожалению, от храма и захоронений не осталось совсем ничего – все было уничтожено в советское время. Поэтому мы решили перенести сюда духовно-просветительский центр.

Есть небольшое противоречие. Осуществление социальной деятельности несколько мешает монашескому образу жизни. Но помогать людям словом и делом – это обязанность монаха. Так что, противоречие появляется и тут же исчезает. Тот факт, что наша лавра находится в центре Санкт-Петербурга, придает нам дополнительные обязанности, от которых мы не вправе отказываться.

С.Н. Полторак: Мы знаем, в каком запустении находилась Александро-Невская лавра, когда четверть века назад Вы и Ваша немногочисленная братия взялись за ремонтные работы. Какой объем работ пришлось проделать, прежде чем лавра предстала перед нами в нынешнем блеске?

Епископ Кронштадтский Назарий: Первым наместником Александро-Невской лавры после ее возрождения был архимандрит Кирилл (Начис). Я пришел после него. Тогда у нашей братии было всего шесть комнат. Работы был непочатый край. Денег совсем не было. Мне пришлось осуществить кое-какие предпринимательские шаги, за что меня некоторые даже стали называть купцом. Мы открыли маленький магазинчик, который стал приносить лавре небольшой доход. Со временем появилось и ювелирное производство. Мастера-ювелиры получали фиксированную зарплату, а заработанные деньги мы стали вкладывать в реставрационные работы. До 2010 г. государственной поддержки лавра почти не видела. Затем удалось создать свое издательство, иконописную, швейную и столярную мастерские. Все они работают для нужд лавры. Если бы их не открыли, пришлось бы делать множество заказов на стороне, и мы бы не только не справились с такими расходами, но и растянули все свои работы на десятки лет. Сейчас в этих мастерских и в Лавре в общей сложности работают около 200 человек. 

Поскольку лавра является памятником федерального значения, чтобы получить финансирование, необходимо было участвовать в государственных программах, которые требовали предоставление полного технического плана реставрации. Создание квалифицированного технического проекта требовало затрат в размере ста миллионов рублей. Даже если бы такие огромные деньги у нас были, ЦНИИ «Прометей», которому принадлежали все основные помещения лавры, неохотно расставался со своими владениями и отдавал нам по одной или по две комнаты. Мы жили в соответствии с известной украинской поговоркой: «Почему бедный? Потому что глупый. Почему глупый? Потому что бедный». Мы не могли заказать проект на весь комплекс монастыря, поэтому работали как могли без государственной поддержки.

К 300-летию Александро-Невской лавры, то есть накануне 2013 г., мы получили крупную поддержку от Газпрома. Благодаря ей мы смогли осуществить значительные реставрационные работы. Если бы не было этих средств, мы смогли бы лишь выполнять деятельность, которая позволила бы сохранить безаварийное состояние зданий. Но та красота, которой сейчас наслаждаются наши прихожане, без помощи Газпрома была бы невозможна. 
Некоторым кажется странным то, что мы сами производим свечи, а не закупаем их. Мы это делаем не случайно. Производимые нами свечи делаются из чистого воска. Они не оставляют копоти на иконах и стенах, и это позволяет нам реже проводить реставрационные работы. Основные работы в лавре завершены. Среди крупных проектов остаются строительство паломнического центра и гостиницы.

С.Н. Полторак: Александро-Невская лавра занимает особое место в истории Петербурга и в сердцах горожан. Как сохранить в умах и сердцах потомков уважительное отношение к прошлому, в том числе, к истории Вашей святой обители?

Епископ Кронштадтский Назарий: Традиционно в Санкт-Петербурге открыты храмы, представляющие многие конфессии. У нас с их представителями сложились добрые человеческие отношения. Мы часто встречаемся, обсуждаем насущные проблемы. Наш город – образец добрых межконфессиональных и межрелигиозных отношений. Во многом это обусловлено самой историей развития Санкт-Петербурга. Даже когда где-то происходят политические и религиозные обострения, в Петербурге между верующими всегда сохраняются взаимопонимание и добрые отношения. Всем горожанам нужно об этом помнить.

С.Н. Полторак: Что бы Вы, Ваше Преосвященство, пожелали читателям журнала «История Петербурга»?

Епископ Кронштадтский Назарий: Мы давно знакомы, и Вы хорошо знаете, что Вашим читателям я желаю только добра. Есть пожелание побольше читать Ваш журнал не в электронном виде, а в печатном. Я сам люблю читать только печатную литературу. Когда приходят документы и письма по электронной почте, я прошу всегда их мне распечатывать, чтобы не читать с экрана. Я заметил, что чем больше компьютерный документооборот, тем требуется больше бумаги.

Создавая журнал, люди вкладывают в него свой труд и свою душу. Когда Вы, прочтя закрываете журнал, все это остается с Вами. А стоит выключить компьютер, все исчезает. Пусть никогда не исчезнет журнал «История Петербурга»!