Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь: время собирать камни

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь: время собирать камни

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь – старейшая обитель Гатчинской епархии. Он был основан более пятисот лет назад в красивейшем месте нынешнего Лужского района – на острове посреди Череменецкого озера. В неспокойном двадцатом веке Череменецкий монастырь подвергся тотальному разорению, оказавшись на краю гибели. Но молитвами и трудами настоящих подвижников и насельников монастыря духовная жизнь в нем возродилась…

Последний населенный пункт, от которого дорога выводит к Череменецкому монастырю, – небольшая деревенька Госткино. Еще три километра, и дорога, проходящая среди полей и перелесков, упирается в шлагбаум на въезде на территорию монастыря. Еще один, совсем уж коротенький переход по дамбе, соединяющей бывший Монастырский остров с «материком», и вот она — обитель, укрывшаяся за высокими деревьями…

Возможно, самое удивительное открытие ждет тех, кто прибывает в монастырь вечером, когда полуостров погружен в почти непроглядную тьму. Ночная пауза — кому на сон, кому на время собраться с мыслями перед днем грядущим. А утром, выходя из дома навстречу рассвету, видишь чудо — первые лучи солнца, пядь за пядью, фрагмент за фрагментом, раскрашивают еще не отошедшую ото сна землю. Еще немного солнечного света, и она оживает на глазах.

Череменецкое озеро

Первый утренний взгляд паломника — конечно же, на величественный белый храм на высоком холме. Второй, уже с высоты холма, — на окружившее Монастырский остров озеро. Жаль, что нельзя подняться еще выше: наверное с высоты птичьего полета монастырь с его белокаменными стенами и сияющими куполами показался бы жемчужиной, бережно сохраняемой крепкой материнской раковиной.

Название Череменецкого озера берет начало от древнерусского слова «чорма», что означает холмистое, возвышенное место. Это озеро проточное, поскольку является частью большой водной системы Прилужья. Берега его большей частью высоки и круты, а чистая прозрачная вода не скрывает песчаного дна.

Многое повидало на своем веку это озеро. Древнерусские могильники и городища рассказали ученым о жизни первых славянских поселений. Здесь проходили боевые дружины Александра Невского, защищавшие новгородские земли от разрушения и разорения. Немалую роль сыграло Череменецкое озеро и в более поздние времена, когда под мятежным Новгородом в XV веке встал со своим войском Великий князь Московский и всея Руси Иоанн III. Именно с этим эпизодом русской истории связывают рождение Череменецкого монастыря.

Монастырское предание рассказывает о чудесном явлении на этом острове образа святого апостола Иоанна Богослова крестьянину Мокию, жителю деревни Русыня. Считается, что произошло это в 1478 году, как раз во время «стояния» московского войска во главе с Иоанном III под Новгородом. Явление апостольского образа великий князь воспринял как знамение свыше: Иоанн Богослов считался его небесным покровителем. Московский государь хотел мира, и вот именно на воюющей Новгородской земле явился образ апостола-миротворца, апостола любви, «тайнозрителя судеб Божиих», единственного из всех апостолов, умершего не насильственной, а своей смертью. Впечатленный произошедшим, Иоанн III повелел основать на острове Иоанно-Богословский монастырь.

Со временем островная обитель получила еще одно, неофициальное, название — Новый Патмос, по имени острова, на котором апостол Иоанн прожил много лет и где, по преданию, написал свои Евангелие и Откровение (Апокалипсис).

В мае 2018 года Череменецкий монастырь отмечал 540 лет со дня своего основания. Но этот почтенный возраст можно считать условным. По данным археологов, обитель на острове была основана гораздо раньше. Еще одно косвенное доказательство этому появилось совсем недавно. Как рассказали насельники монастыря, совсем недавно на полуострове побывала специальная комиссия, которая, обследовав самый старый дуб, посаженный здесь руками человека, установила, что его возраст превышает шестьсот лет.

Иоанно-Богословский собор

Ноябрь — время неуютное, но здесь, на Монастырском острове, об этом почему-то не вспоминается. Осенняя листва давно уже опала и побурела. Яркими пятнами выделяются желтые лиственницы и изумрудные ели. Дубы в несколько обхватов покрыты густыми вековыми мхами. Склоны высокого холма еще покрыты поздней зеленью, сквозь которую пробиваются древние камни и надгробия. Обходя обитель, поневоле проводишь свой собственный крестный ход вокруг высокого холма, на котором стоят два прекрасных белокаменных храма — небольшая Преображенская церковь и пятиглавый Иоанно-Богословский собор – одно из главных чудес Череменецкого монастыря.

История Иоанно-Богословского собора удивительна и до сих пор полна неразгаданных тайн. Его строительство приписывают Аристотелю Фиораванти — одному из крупнейших итальянских архитекторов и инженеров XV века, несколько лет прослужившему при дворе и войске

Иоанна III. Фиораванти известен как создатель Успенского собора московского Кремля (1475-1479 годы). Он появился в Москве в 1475 году, некоторое время путешествовал по русскому Северу, возможно, изучая традиционный русский (византийский) стиль в архитектуре. За образец при строительстве Успенского храма в Москве Фиораванти взял одноименный собор во Владимире. Учитывая традиции древнерусских мастеров, Фиораванти, воспитанный на искусстве Ренессанса, внес в строительство Успенского собора стилистические особенности северо-итальянского крепостного зодчества, свое понимание архитектурных форм.

Как считают исследователи, некоторые специфические особенности построенного почти в одно время с ним Иоанно-Богословского собора в Череменце указывают на одно и то же авторство. Но самое главное — известно, что в 1478 году Фиораванти в качестве военного инженера и начальника артиллерии участвовал в походе Иоанна III на Новгород.

В определенном ракурсе Иоанно-Богословский собор напоминает средневековый замок. По мнению некоторых исследователей, учитывая неспокойные времена, Череменецкий монастырь мог выполнять также функцию оборонительного укрепления, помогая контролировать пограничные территории. По мнению исследователей, первые насельники монастыря были воинами. Вокруг монастыря со временем выстроили каменную крепостную стену, остатки которой сохранились до сих пор. В стену был встроен ряд монастырских строений.

В 1707 году на холме рядом с Иоанно-Богословским собором, на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, была возведена сохранившаяся до наших дней небольшая церковь Спаса Преображения.

Островная жизнь

Одно из самых сильных впечатлений на Монастырском острове — разбросанные по нему старинные надгробные плиты, оставшиеся от разоренного в советское время кладбищенского погоста. Некогда здесь, с восточной стороны главного собора, по обычаю хоронили окрестных помещиков, относящихся к таким знаменитым династиям, как Глинка-Маврины, Ушаковы, Елагины, Нащокины, Апраксины, Мордвиновы, Пушкины, Херасковы.

Одна из достопримечательностей обители — каменная часовня-склеп, украшенная резным гербом и изречениями из Евангелия. Это мрачноватое сооружение было выстроено в XIX веке над могилой А.Ф. Половцевой (урожденной Татищевой), матери последнего владельца усадьбы Рапти, расположенной на другом берегу Череменецкого озера. Приобретя эти земли в XIX веке, граф Александр Половцев построил здесь роскошный дворец, который нередко навещали персоны царской крови, среди которых был и великий князь Константин Романов. Чтобы навещать могилу своей матери на Монастырском острове, Половцев приобрел небольшой колесный пароход. На нем он перевозил на службу в монастырь крестьян из окрестных деревень.

Во второй половине XIX века Монастырский остров соединили с материком насыпным перешейком-плотиной, после чего он превратился в полуостров. По склонам холма провели дорожки, устроили террасы, соединив их лестницами. В последней трети XIX века на восточном склоне холма поставили кирпичные ворота, к которым вела лиственничная аллея. Святые Восточные врата, как и тенистая лиственничная аллея, сохранились до настоящего времени.

К началу ХХ века в Череменецком монастыре подвизалось около тридцати человек братии, которые обеспечивали себя всем необходимым. На территории обители располагались скотный двор, молочня, ледник, коровник, кузница, гумно с ригой, сенные сараи, бани и прачечные. Была здесь и двухэтажная церковно-приходская школа, где монахи обучали крестьянских детей из окрестных деревень.

Разбросанные камни

Дальнейшая судьба Череменецкой обители складывалась трагично. Выстояв в годы революции, монастырь был закрыт в 1930 году. В монастырские строения вселилась артель «Красный Октябрь», а вслед за ней – школа садоводства и турбаза. Простояв в относительной сохранности до Великой Отечественной войны, пережив даже нашествие немецких оккупантов, в 1958 году Иоанно-Богословский собор был разрушен практически полностью — «на кирпичи» для местного совхоза.

Мощный, выстроенный на века храм пытались взрывать несколько раз, но потом отступили, выяснив, что он сложен не из кирпичей, а из известняковых плит. От огромного собора-крепости осталась лишь алтарная часть. Пострадала и Преображенская церковь, которая утратила купол и старинные фрески.

«Под бульдозер» было пущено и монастырское кладбище. По словам насельников монастыря, кладбищенские надгробья были просто сброшены в провал, который образовался на месте взрыва. Некоторые из них обнаружили во время раскопок при восстановлении храма.

 

«Дух дышит, где хочет…»

В 1997 году, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, разрушенный почти до основания Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь был передан Русской православной церкви. Наместником монастыря стал иеромонах Митрофан (Осяк), сейчас – епископ Гатчинский и Лужский владыка Митрофан.

На Монастырском острове появились первые насельники, службы проводились в чудом сохранившейся церкви Преображения Господня. На вершине высокого холма все еще лежали страшные руины Иоанно-Богословского собора. Вряд ли кто-то из сторонних очевидцев мог поверить тогда, что спустя всего несколько лет на их месте во всей своей красе будет воссоздан великолепный Иоанно-Богословский собор — по фотографиям, старым документам и горячим молитвам тех, кто трудился и продолжает трудиться здесь во славу Божью. 21 мая 2018 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в восстановленном храме была отслужена первая Божественная литургия.

В монастырской лавке, больше похожей на музей, можно увидеть дореволюционные виды древнего собора. В храме, выполненном в близком к византийскому стилю, было много стенных росписей и старинных икон. Возможно, когда-нибудь все это снова вернется сюда. Но сейчас Иоанно-Богословский собор поражает девственной чистотой и белизной, мягко контрастирующей с полутенями в сложных сводах. Итальянец Аристотель Фиораванти, необычайно тонко чувствовавший особенности русской духовности, снова вернулся на берега Череменецкого озера…

Еще одно монастырское чудо — чудотворная икона Иоанна Богослова, та самая, с которой и началась история Череменецкого монастыря! Эта большая икона считается одной из самых древних и чтимых святынь Ленинградской земли. Святой апостол изображен на ней с Книгой в руках. Что это? Евангелие? Откровение? Что именно нашептывает ему из-за плеча Ангел Божий? Древний образ вернулся в родную обитель в 1999 году на престольный праздник монастыря из Казанского собора города Луги.

Жизнь на территории Череменецкого монастыря продолжается. Сейчас в обители живут пять монахов (два из них – иеромонахи), одна монахиня, три послушника и трудники — всего двадцать человек. Насельники монастыря занимают братский корпус — небольшое старое здание, первый этаж которого монахи уверенно относят к концу XV века. Второй этаж, кирпичный — это уже век XVIII.

На Монастырском острове есть и другие строения, которые, по словам монахов, относятся к XV веку. Например, недавно отреставрированный дом, в котором сейчас расположена трапезная. В нем устроены кухня и два больших помещения – повседневный зал для трапезы и конференц-зал, который открывается в праздничные дни, когда в обители много паломников и гостей.

Еще одно интересное строение – бывшая библиотека, нижний этаж которой тоже был построен в XV веке. Сейчас в этом здании располагается склад, но насельники монастыря планируют обустроить здесь библиотеку с читальным залом и книгохранилищем. Напротив — пожертвованная предпринимателями Санкт-Петербурга маленькая макаронная фабрика, которая обеспечивает макаронами не только братию, но и прихожан.

Иоанно-Богословский монастырь известен своей просветительской и миссионерской деятельностью. Именно здесь ежегодно в летние месяцы проводится Международная православная миссионерская конференция движения «Ставрос». Участниками конференции становятся профессиональные богословы, известные религиоведы, священники со всей страны и даже из-за рубежа. Помимо больших ежегодных форумов здесь в течение всего года проходят образовательные встречи для мирян. Постоянными участниками таких встреч и просветительских поездок стали члены молодежного православного клуба «Покров», действующего при Гатчинском Покровском храме.

…В монастыре время течет совсем иначе, чем в миру. Здесь даже один день может превратиться в вечность, в которой есть всё, есть все начала и концы, переходящие в другие начала и другие концы… Кажется, что в монастыре время течет по спирали, которая уходит куда-то в бесконечность, но всегда вверх.

Монастырский остров настолько мал, что обойти его можно минут за пятнадцать. Но одним таким кругом дело, как правило, не ограничивается – будто бы в Череменецком монастыре эта модель небесной спирали получила воплощение. Сколько ни кружи по его берегам, вздыбленным склонам и террасам, каждый раз удивляясь очередной находке, все равно возвращаешься к вершине холма, на котором стоит белоснежный Иоанно-Богословский храм.

Фото Юлии Лысанюк